Болотный Волк: Здравствуйте, вот пришли к Вам с вопросами, как и напрашивались.
Семен Михалыч (adm): Ну, раз уж пришли – спрашивайте. Только часть личных вопросов я тут вычеркнул, и добавил кое-какие из другого списка вопросов, который мне на днях тоже прислали.
Болотный Волк: Почему так решили назвать игру?
Семен Михалыч (adm): Вообще-то изначальным вариантом было название «Экспансия», но как-то получилось, что доменов не было свободных подходящих, да и просто подумав, решили, что раз данный Проект у нас первый, то «Экспериментум» - вполне подходящий вариант. Тем более, что в данном Проекте изначально было желание провести ряд «экспериментов» по введению чего-то необычного, нетипового.
БВ: Когда появилась сама идеи игры?
СМ: Собственно, это можно увидеть по дате регистрации домена – апрель 2007 года. Первоначально планировали запустить проект 07.07.2007г., но этому не дало осуществиться «раздолбайство» определенных людей. Поэтому осенью пришлось собрать новую команду, и запустились в конце декабря 2007 года.
К сожалению, многое из первоначального Проекта пришлось переделать, потому что в апреле-мае мы слишком активно делились наработками, спрашивая советов и мнений, и в июне-июле 2007 года в Рунете «вдруг» появилось пара игр, в которых было очень много слишком похожего на то, что было у нас в Проекте еще в апреле. Поэтому внесли кое-какие коррективы, чтобы нас потом не обвинили в их клонировании.
БВ: Как о игре узнали первые персонажи?
СМ: В ноябре-декабре 2007 года начали тестирования, кто кого смог – позвал помочь. После запуска базу обнулили, и все кто уже знал про Проект, сразу же и зарегистрировались.
БВ: Какие у Вас прогнозы развития Игры?
СМ: Эх… Это мое больное место. Сам себе постоянно ставлю цели по «онлайну» и так далее и постоянно переношу сроки их достижения на очередные пару-тройку месяцев вперед. К сожалению, у нас все упирается в финансы. Тем более что, говорят, вроде где-то какой-то кризис в мире. Наверное и на нас сказался, потому что люди, которые помогли «на старте» уже почти год как разводят руками и денег не дают. Крутимся как можем.
Тем не менее, наша команда слишком настойчива, чтобы «опустить руки». И мало-помалу, но все доделаем. И все будет хорошо.
БВ: Какие нововведения Вы планируете ввести, скажем, в течение полугода?
СМ: Ну, за 6 месяцев – это как минимум новые Городские бои, полная переделка Космических боев, переделка дизайна игры (с разными скинами), улучшение юзабилити, определенное количество квестов и новых возможностей, ЗОО-линию, ПСИ-возможности, полеты на другие планеты и разведка космоса, нападения, повышении роли артелей, элементы политики (мэры, выборы) и утроение ВВП.
БВ: Где находится сервер? Как выглядит помещение в котором он стоит?
СМ: Примерно вот так все: http://dev.experimentum.ru/upload/serv.jpg
А если серьезно – на площадке у солидного провайдера, Netorn. Сервер пока один, но начали собирать деньги на второй.
БВ: А Вы женаты и сколько Вам лет?
СМ: Женат, трое детей. Лет – под 40.
БВ: Много ли Вы лично уделяете времени Проекту и как к этому относится Ваша жена?
СМ: Лично я в среднем уделяю Проекту по 4-5 часов в день. Потому что у меня тоже есть основная работа. Да и семья хоть иногда, но требует внимания.
Насчет отношения – сложный вопрос. С одной стороны, она мудрая женщина, и понимает, что у мужчины должна быть игрушка. С другой – недовольна тем, что трачу на Проект много времени, а бывает и денег.
С третьей стороны – расскажу про такую ее фразу. У меня есть знакомый, он занялся одним видом бизнеса, весьма «скользким» и рискованным. За год заработал на две квартиры в Москве. Так вот, она сказала – что такие заработки «от лукавого», а вот если я все-таки подниму Проект, затратив столько сил и времени, то вот это – да, это действительно достойно, и то, чем можно будет гордиться.
БВ: Сколько на данный момент у нас админов? Только СМ?
СМ: Если считать формально, и не по технической части, а в плане управления – то да. Однако уже скоро будут назначены отдельные администраторы по планетам, потому что следить за всем одному – нереально.
БВ: Кто из админов занимается программированием, а кто рисунками?
СМ: Тут я бы разделил понятия «Админ» и «Разработчик». Админы в основном принимают решения, пишут ТехЗадания, короче – фигней всякой занимаются. А программируют – те, кто это умеет. Рисунками – в основном занимаются энтузиасты и фри-лансеры. Штатного художника, к сожалению, не имеется.
БВ: Сколько программистов работают на Проект?
СМ: Если считать по количеству рабочих часов в день (а их, по идее при полной занятости, должно быть как минимум 8) – то примерно полтора программиста. Если по количеству людей, то 4-5 человек. Беда в том, что нет возможности на настоящий момент обеспечить людям такую зарплату, чтобы они занимались только нами. Поэтому все работают по мере возможности, настроения и наличия свободного времени.
БВ: Поставлю вопрос иначе: сколько вообще людей более-менее «плотно» или более-менее на регулярной основе занимаются Проектом?
СМ: Если так, то, думаю, человек 10-15. Кроме меня – 2 помощника по креативу и координации, 4 программиста, 2 художника, специалист по техчасти, экономист и несколько фри-лансеров. Плюс те игроки, на кого в Игре возложили бремя ответственности – начальники Космического Патруля, Суда и Службы Модерирования. Ну и все остальные игроки, которые принимают активное участие в обсуждениях и выдвижении идей и предложений. Если с ними – получится человек 100.
БВ: Кто в Проекте генератор идей? Почему в отличие от других игр, Администрация постоянно советуется с игроками?
СМ: В этом вопросе скрыт и ответ. Часть идей генерируются игроками и берутся с нашего форума. Но большая часть – была продумана изначально и только ждет своего часа (реализации). В настоящее время написано и «пылится» около 50-ти ТехЗаданий. Просто не успеваем. Да и некоторые из них логически могут и должны быть сделаны только после реализации каких-то других.
По поводу советов хотелось бы еще сказать, что мы намерены и впредь ориентироваться на мнения и ожидания игроков. Да, есть практика, что ЛЮБОЕ нововведение имеет как сторонников, так и противников. Но наша цель – чтобы сторонников было как минимум 75%.
БВ: Почему так мало рекламы этого Проекта в сети?
СМ: Да ну? Мало? Вообще-то ее нет совсем. И этому есть две причины – недостаточность финансовых средств, и желание запустить ее более-менее активно после того, как доделают городские бои на flash. Потому что даже введение различных производств, предметов и прочее – упирается в то, что ждем этих боев, потому что многие свойства предметов зависят от того, как это будет реализовано в новых боях.
БВ: Сколько вообще видов боев планируется создать?
СМ: Вообще изначально планировали три типа боев: Первый тип – Городские Бои. Второй – Космические. И третий – Бои на наземном транспорте.
То есть, по задумке, например, это будет выглядеть так: при нападении на объект на другой планете, сначала происходит бой с защитниками на орбите (тут тоже множество вариантов, в том числе и с «волнами атак»), а только потом уже, если нападающие прорвались, происходит бой в городских условиях. Аналогично и «внутрипланетные» разборки – сначала бой на подступах к городу на наземном транспорте (тут есть тоже несколько оригинальных идей, которые надеемся реализовать), а потом только – городской бой.
БВ: Какой смысл этой игры?
СМ: Очень сложный вопрос, который уже неоднократно поднимался на нашем форуме. Как заметил один человек на форуме: «мне то, что есть сейчас напоминает тестовый вариант».Я совершенно отчетливо понимаю и не заблуждаюсь относительно того, что в настоящее время цели в игре практически отсутствуют. Именно игровые цели. Ну разве что – выбиться на первые строчки в различных статистиках – боевых, профессиональных, экономических. Эта проблема, думаю, будет разрешена в течение ближайших трех месяцев, с введением десятка новых элементов игры, которые все расставят по местам и дадут цели и стремления. С другой стороны, нужно понимать, что все игры имеют примерно схожие игровые цели – стать лучшим (или быть в команде лучших), добиться игровых успехов, чего-то достичь первым или в числе первых, стать известным (в идеале – «легендой» игры) и прочие.
Эти цели мы обеспечим.
Но есть и иной смысл, который я бы не ставил на второй план.
Я считаю, что игра должна приносить удовольствие, и особо не мешать реальной жизни (совсем не мешать не получится, потому что она как минимум отнимает время). Игромания – страшная вещь. Она может ломать как мозги, так и в целом всю жизнь.
Ко всему игровому нужно относиться с определенной долей иронии, критики и разумного подхода.
Я очень хочу, чтобы в нашем проекте люди находили друзей, общались, спорили, получали помощь и советы, находили общие интересы, осуществляли совместные бизнес-проекты, встречались «в реале». Не секрет, что большинство игроков мужчины. А мужчины – не могут без игры. Даже если не в прямом смысле играют за компами, то все равно вносят в свою жизнь элементы игры.
БВ: Дорого ли обходится содержать этот проект?
СМ: Если не заниматься разработкой – совсем недорого. Однако слишком много того, что необходимо еще сделать. Скажу только что в прошедшем квартале расходы были в 7 раз больше доходов. Это еще при всем том, что большую часть работы люди делают «за просто так», включая меня.
Но я все равно доволен, что в конце прошлого года мы направили 50% доходов на подарки детям. Судя по отзывам тех, кто ездил в детские дома, это очень большой жизненный урок. Приведу фразу одного из них:
«Невозможно описать словами лично мои чувства, могу лишь сказать, что забуду я это не скоро, если вообще забуду, да если честно и не хочется забыть хотя бы по той простой причине, что надо брать у этих детей пример. Брать пример жизнестойкости, пример достижения цели, которую они возможно ни когда не достигнут.»
http://experimentum.ru/ny2009dole.php?p=2
БВ: Нескромный вопрос: Вы с доходов Проекта платите налоги?
СМ: Да, конечно, и мы этого не стыдимся. Под проект специально зарегистрировали компанию, и платим налоги со всех поступлений. Лично моя позиция – нельзя злоупотреблять доверием людей (игроков), которые тратят на нас свое время и деньги, играя в «спичечную экономию» с риском потерять Проект.
БВ: Где вы берете деньги на развитие Проекта, если расходы больше доходов?
СМ: В тумбочке, конечно. Шучу. В действительности на настоящий момент – приходится влезать в долги. Со спонсорами – беда, у них более серьезные проблемы. Кредит на компанию никто не даст, что бы там по телевизору не говорили.
Я пробовал недавно найти тех, кто бы «вошел» в проект, но там или ставили условия типа более 50% доли в проекте, или просто во время переговоров и до них добрался кризис. Дело не в процентах даже в доле. А в том, что не хочется, чтобы пришли люди, и превратили Проект в тупую «выжималку денег» из игроков. Таких примеров слишком много. Ряд игр, успешно стартанувших лет 5-8 назад, сейчас собирают неплохие доходы, потому что клиентская база большая, а многие играют по-привычке, так как «жалко уже потерянного на игру времени».
Наша альтернатива – Дублоны. Скоро доделают сервис. Своеобразное IPO.
Да, деньги важны – и для развития, и для рекламы, и как показатель успешности Проекта. Но мы легких путей не ищем. И раз решили, что все игровые предметы будут создаваться в игре, а не «рисоваться» хитрыми админами и выкидываться на прилавок за баксы, то так и будем развиваться. Все-таки мы претендуем на хоть какую-то реалистичность игрового процесса и экономики. А создать дефицит игровых денег и стимулировать финансовую помощь Игре от игроков – это уже другой вопрос. Есть способы.
БВ: Есть ли у Вас планы относительно других Проектов?
СМ: Надеюсь, вы не про «догнать и перегнать». Если про Проекты, которые лично я хотел бы реализовать – да, есть такие. Есть задумка для необычной игры, а также еще кое-что. Но не буду говорить. И не потому, что суеверен. Просто в очередной раз не хотелось бы, чтобы придуманное успели реализовать те, у кого больше возможностей.
БВ: Что вы смотрите, слушаете и читаете?
СМ: Читаю? Да как-то времени мало стало. Но раньше увлекался фантастикой. В основном – научной. Сейчас при случае читаю «Популярную Механику» и аналогичные журналы. Смотрю? Смотрю хорошие фильмы, покупаю то, что хочу посмотреть. Не скуплюсь на лицензионное качество. Ту же фантастику иногда, но что-то в последнее время хорошей фантастики все меньше и меньше. Приходится все чаще смотреть мультики и фильмы для семейного просмотра. Слушаю? Да все подряд, кроме попсы. Опять же, все чаще приходится слушать «Детское Радио» на 96.8 FM, и Вам рекомендую – молодцы, замечательное радио, и рекламы нет.
БВ: Спасибо за интервью. Думаю, что придется через некоторое время встречаться еще раз, когда еще накопятся вопросы.
СМ: Да всегда пожалуйста.